Ткань из Бисерово – неразгаданная головоломка. Поневная ткань из Бисерово (ГИМ 44738 Оп. 89/58) - один из самых популярных вариантов для реконструкции древнерусской поневы, в том числе на раннее средневековье. Размытая датировка в пределах 11-13 веков позволяет использовать ее в этом качестве вполне обоснованно. Знаем мы об этой ткани предельно мало. Она происходит из раскопок С.К. Богоявленского 1903 г. Мне пока не удалось обнаружить никаких сведений об этих раскопках. Они не упомянуты в «Отчете Императорской археологической комиссии» за 1903 год. Никаких сведений о находках в Бисерово не нашлось и в каталоге А.В. Арциховского «Курганы вятичей». Единственным указанием на датировку может служить место обнаружения ткани – в Ногинском районе (ныне Богородский городской округ). Эта территория была заселена вятичами сравнительно поздно, не ранее конца 11 – начала 12 в. М.Н. Левинсон-Нечаева описывает ткань из Бисерово очень кратко: «Фрагмент шерстяной ткани с крупными «ажурными» клетками коричневого цвета со следами красноватых нитей. Тканье на 2 подножках.» Размер крупных клеток – 7 на 7 см. Автор приводит фотографию ткани, к сожалению, очень невысокого качества (фото 1). Судя по фото, плотность ткани 10-12 нитей/см. Вроде бы, все нормально, все укладывается в обычные параметры древнерусской поневной ткани. Проблемы начинаются, когда пытаешься реконструировать ее переплетение. Лично мне так и не удалось найти удовлетворительный вариант реконструкции. Дальше будет интересно только ткачихам. Коллеги, может быть, кто-то сможет разрешить эту загадку? Дело в том, что в центральном квадрате ткани из Бисерово нити распределены равномерно, с одинаковыми промежутками. Очевидно, что между шерстяными находились утраченные льняные нити – одна через одну. Обычно эту часть ткани реконструируют, заполняя мелкими – 2 на 2 нити – клетками. Но это очевидная ошибка. В этом случае сохранившиеся нити группировались бы парами. Мы имеем достаточно примеров такого решения в других поневных тканях. Этот вариант вполне узнаваем, и он не похож на центральный квадрат ткани из Бисерово. Однако просто разместить льняные и шерстяные нити через одну и переплести как полотно тоже не получается. Во-первых, рисунок получится, мягко говоря, очень необычный для поневной ткани – полосками (фото 2). Во-вторых, если теперь мы удалим из схемы лен, то получим длинные провисания не скрепленных ничем шерстяных нитей (фото 3). В археологической ткани шерстяные нити не смогли бы сохранять порядок и неизбежно сместились бы и перепутались. Итак, такой простой и очевидный вариант оказывается совершенно неприемлемым. Ясно, что сохранившиеся шерстяные нити центрального квадрата переплетены между собой и потому сохраняют порядок. Дело осложняется тем, что качество фотографии не позволяет отследить оснóвные и уточные перекрытия ткани. Но М.Н. Левинсон-Нечаева пишет, что ткань выполнена на 2 подножках. Следовательно, никакого сложного переплетения в ткани нет, только полотняное 1/1. В противном случае исследовательница наверняка отметила бы это. Можно создать схему, на которой сохранившиеся шерстяные нити центрального квадрата будут переплетены как полотно (фото 4). Получается неплохо - все соответствует артефакту. Но заполнить пропуски льняными нитями так, чтобы получилось что-то вменяемое и вписывающееся в традицию, не выходит ни в какую (фото 5). И даже попытки сделать центральный квадрат двухслойным (фото 6) не дают абсолютно верного решения. Коллеги, приглашаю к дискуссии. Кто что думает?